Психология здорового образа жизни


среда, 9 апреля 2014 г.

Про общение

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, как Вы общаетесь? Уверена, что каждый из нас в жизни хоть раз сталкивался с непониманием в общении, которое приводило конфликтными ситуациям или отдаляло собеседников.

 

Почему это происходит, и что с этим можно сделать?

 

Общение - это навык, который мы приобретает и оттачиваем в процессе жизни. Обычно мы задумываемся о том, что мы хотим сказать, но не о том, как мы об этом говорим.
Поэтому порой мы и сталкиваемся с непониманием со стороны нашего собеседника.

В психологии были открыты важные принципы общения, которые повышают качество общения и дают возможность донести до другого именно то, что Вы хотите выразить.
Этому посвящено множество книг, статей и тренингов - начиная с того, как  слушать собеседника и заканчивая тем, как строить фразы.

Сейчас же я хотела бы упомянуть об одной технике, которая, как мне кажется, способна предотвратить половину межличностных конфликтов и правильно донести Ваши чувства до собеседника. Называется она "Я-сообщение".


Очень часто в своей практике я сталкиваюсь в жалобами на то, что "он меня не слышит", "она меня не понимает", "мне обидно, а он этого не замечает", "я только начинаю разговор, а она сразу злится"... Каждый из этих случае уникален и требует своего рассмотрения, ибо не существует волшебной таблетки, с помощью которой, как по щелчку пальца, можно было бы устранить все проблемы общения.

Но использование "Я-сообщения" позволяет перекинуть мостик от переживаний одного к переживанию другого, по которому можно перейти к конструктивному диалогу, а не привычному конфликту или обиде.

Итак, в чем же заключается эта техника?

В ситуациях, когда мы испытываете желание выразить свое недовольство, мы часто начинаем предъявлять претензии к другому, обвинять его или критиковать. Но в редких случаях мы говорим о своих чувствах. А именно в этом и состоит суть "я-сообщения" - выразить свои чувства, причем высказавшись от 1го лица, т.е. начиная фразу со слов:
- Я чувствую обиду/раздражение/злость ....
- Мне обидно/больно/стыдно ...
- Меня обижает/задевает/выводит из себя ...

Также важно продолжить фразу тем же я-сообщением или безличным предложением, не переходя к ты-сообщению, т.е. той же критике, обвинению и претензиям.
- ... когда мое мнение не учитывают.
- ... когда я чувствую безразличие.
- ... когда поступают таким образом.

Такое сообщение позволяет выразить свои чувства и быть услышанным, разговаривать на равных, не унижая и не принижая другого человека, что способствует установлению более близких и доверительных отношений.

Принципы общения прекрасно описаны в книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" Пусть Вас не смущает упоминание в названии книги ребенка, поскольку принципы эти универсальны для всех возрастов. Стоит испробовать их хотя бы один раз, и Вы будете удивлены тем, какой ход событий примет разговор или конфликтная ситуация.
Поначалу непросто ввести в свой стиль общения какие-то техники, они могут казаться неестественными и требовать определенных усилий. Но попробовав раз и увидев результат, Вы поймете, что это стоит того!  Как только Вы с ними освоитесь, эти принципы уже станут частью Вашего стиля общения, который, наверняка, станет менее конфликтным и привнесет больше понимания и доверия в любые отношения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий